РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
№ 68 ФЗ
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
(принят Государственной Думой 11
ноября 1994 года)
Настоящий Федеральный закон
определяет общие для Российской
Федерации организационно-правовые
нормы в области защиты граждан
Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства,
находящихся на территории
Российской Федерации (далее -
население), всего земельного,
водного, воздушного пространства в
пределах Российской Федерации или
его части, объектов
производственного и социального
назначения, а также окружающей
природной среды (далее - территории)
от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера (далее - чрезвычайные
ситуации). Действие настоящего
Федерального закона
распространяется на отношения,
возникающие в процессе
деятельности органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного
самоуправления, а также
предприятий, учреждений и
организаций независимо от их
организационно-правовой формы
(далее - организации) и населения в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это
обстановка на определенной
территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли
за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные
материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных
ситуаций - это комплекс
мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение
риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение
здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде
и материальных потерь в случае их
возникновения. Ликвидация
чрезвычайных ситуаций - это
аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при
возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на
спасение жизни и сохранение
здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде
и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных
ситуаций, прекращение действия
характерных для них опасных
факторов. Зона чрезвычайной
ситуации - это территория, на
которой сложилась чрезвычайная
ситуация.
Статья 2. Законодательство
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской
Федерации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из
настоящего Федерального закона,
принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных
правовых актов Российской
Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего
Федерального закона Целями
настоящего Федерального закона
являются: предупреждение
возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций; снижение
размеров ущерба и потерь от
чрезвычайных ситуаций; ликвидация
чрезвычайных ситуаций. Не
связанные с перечисленными в части
первой настоящей статьи целями
отношения по восстановлению
территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций,
настоящим Федеральным законом не
регулируются.
Статья 4. Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет
органы управления, силы и средства
федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Основными
задачами единой государственной
системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
являются: разработка и реализация
правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; осуществление целевых и
научно-технических программ,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования
организаций, а также объектов
социального назначения в
чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям
органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций; сбор,
обработка, обмен и выдача
информации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций; подготовка
населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка
социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и
материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной
экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; ликвидация чрезвычайных
ситуаций; осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от
чрезвычайных ситуаций, проведение
гуманитарных акций; реализация
прав и обязанностей населения в
области защиты от чрезвычайных
ситуаций, а также лиц,
непосредственно участвующих в их
ликвидации; международное
сотрудничество в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Принципы
построения, состав сил и средств,
порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов,
а также иные вопросы
функционирования единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
определяются законодательством
Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской
Федерации.
Статья 5. Определение границ зон
чрезвычайных ситуаций Границы зон
чрезвычайных ситуаций
определяются назначенными в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и
законодательством субъектов
Российской Федерации
руководителями работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе
классификации чрезвычайных
ситуаций, установленной
Правительством Российской
Федерации, и по согласованию с
исполнительными органами
государственной власти и органами
местного самоуправления, на
территориях которых сложились
чрезвычайные ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Информацию в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций составляют
сведения о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях,
их последствиях, а также сведения о
радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной,
пожарной и экологической
безопасности на соответствующих
территориях. Информация в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, а также о
деятельности федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
организаций в этой области
является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено
законодательством Российской
Федерации. Федеральные органы
государственной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы
местного самоуправления и
администрация организаций обязаны
оперативно и достоверно
информировать население через
средства массовой информации и по
иным каналам о состоянии защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых
мерах по обеспечению их
безопасности, о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях,
о приемах и способах защиты
населения от них. Сокрытие,
несвоевременное представление
либо представление должностными
лицами заведомо ложной информации
в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций влечет за собой
ответственность в соответствии с
законодательством Российской
Федерации. Порядок обеспечения
населения, федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
организаций информацией в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
устанавливается законодательством
Российской Федерации и
законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций Мероприятия,
направленные на предупреждение
чрезвычайных ситуаций, а также на
максимально возможное снижение
размеров ущерба и потерь в случае
их возникновения, проводятся
заблаговременно. Планирование и
осуществление мероприятий по
защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций проводятся с
учетом экономических, природных и
иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной
опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций. Объем и
содержание мероприятий по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
определяются исходя из принципа
необходимой достаточности и
максимально возможного
использования имеющихся сил и
средств. Ликвидация чрезвычайных
ситуаций осуществляется силами и
средствами организаций, органов
местного самоуправления, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на
территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При
недостаточности вышеуказанных сил
и средств в установленном
законодательством Российской
Федерации порядке привлекаются
силы и средства федеральных
органов исполнительной власти.
Глава II.
Полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Президента
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций Президент
Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со
статьей 80 Конституции Российской
Федерации и федеральными законами
основные направления
государственной политики и
принимает иные решения в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета
Безопасности Российской Федерации
и принимает с учетом его
предложений решения по вопросам
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также по
вопросам преодоления их
последствий;
в) вводит при чрезвычайных
ситуациях в соответствии со
статьями 56 и 88 Конституции
Российской Федерации при
обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным
конституционным законом, на
территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение;
г) принимает решение о привлечении
при необходимости к ликвидации
чрезвычайных ситуаций Вооруженных
Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального
Собрания Российской Федерации в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Федеральное Собрание
Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в
законодательном регулировании в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций;
б) утверждает бюджетные
ассигнования на финансирование
деятельности и мероприятий в
указанной области;
в) проводит парламентские слушания
по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской
Федерации:
а) издает на основании и во
исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и
нормативных актов Президента
Российской Федерации
постановления и распоряжения в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций и обеспечивает их
исполнение;
б) организует проведение научных
исследований в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и
обеспечивает выполнение
специальных федеральных программ в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций;
г) определяет задачи, функции,
порядок деятельности, права и
обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций,
осуществляет руководство единой
государственной системой
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание
федеральных резервов финансовых и
материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций,
а также определяет порядок
использования указанных резервов;
е) устанавливает и контролирует
процесс производства, режим
хранения, условия перевозки и
порядок использования
радиоактивных и других особо
опасных веществ, соблюдение при
этом необходимых мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию
чрезвычайных ситуаций и полномочия
исполнительных органов
государственной власти по их
ликвидации;
з) принимает решения о
непосредственном руководстве
ликвидацией чрезвычайных ситуаций
и об оказании помощи в случае их
возникновения;
и) определяет порядок привлечения
Войск гражданской обороны
Российской Федерации к ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора
информации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, порядок
обмена указанной информацией между
исполнительными органами
государственной власти, а также
органами управления, специально
уполномоченными на решение задач в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Статья 11.
Полномочия органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации: а)
принимают в соответствии с
федеральными законами законы и
иные нормативные правовые акты в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; б) осуществляют
подготовку и содержание в
готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в
указанных ситуациях; в) принимают
решения о проведении эвакуационных
мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и обеспечивают их
проведение; г) осуществляют в
установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное
оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных
ситуаций; д) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также
поддерживают общественный порядок
в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и
средств обращаются к Правительству
Российской Федерации за оказанием
помощи; е) осуществляют
финансирование мероприятий в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; ж) создают резервы
финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных
ситуаций; з) содействуют
устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных
ситуациях; и) создают при органах
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации постоянно
действующие органы управления,
специально уполномоченные на
решение задач в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно: а) осуществляют
подготовку и содержание в
готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в этих
ситуациях; б) принимают решения о
проведении эвакуационных
мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и организуют их
проведение; в) осуществляют в
установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное
оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных
ситуаций; г) осуществляют
финансирование мероприятий в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; д) создают резервы
финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных
ситуаций; е) организуют и проводят
аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также
поддерживают общественный порядок
при их проведении; при
недостаточности собственных сил и
средств обращаются за помощью к
органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; ж)
содействуют устойчивому
функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях; з) создают
при органах местного
самоуправления постоянно
действующие органы управления,
специально уполномоченные на
решение задач в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Глава III.
Государственное управление в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций
Статья 12. Федеральный орган
исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Для осуществления
государственного управления и
координации деятельности
федеральных органов
исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций создается
специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной
власти. Указанный федеральный
орган создает подведомственные ему
территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных
органов исполнительной власти в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций
1. Федеральные органы
исполнительной власти организуют
работу в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций в своей сфере
деятельности и порученных им
отраслях экономики в соответствии
с настоящим Федеральным законом и
иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы
исполнительной власти: а) по
отношению к подведомственным
организациям: разрабатывают и
осуществляют организационные и
инженерно-технические мероприятия
по повышению устойчивости
функционирования отрасли в
чрезвычайных ситуациях; утверждают
и издают в соответствии с
федеральными требованиями
отраслевые нормы и правила
безопасности производства,
технологических процессов,
продукции, а также правила защиты
работников организаций от
чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и
реализацию мероприятий по
укреплению радиационной,
химической, медико-биологической,
взрывной, пожарной, экологической
безопасности, а также соблюдение
норм и правил
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны при
проектировании, строительстве и
эксплуатации объектов
производственного и социального
назначения; финансируют и
обеспечивают мероприятия по
предупреждению чрезвычайных
ситуаций и проведение
аварийно-спасательных и других
неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях; организуют и
обеспечивают проведение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских,
испытательных и проектных работ по
проблемам безопасности; б) по
отношению к иным организациям,
входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое
руководство при решении вопросов
защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций, повышения
устойчивости и безопасности
функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до
сведения организаций отраслевые
требования, нормативные документы
по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций,
защиты от них работников
организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов
исполнительной власти несут
предусмотренную законодательством
Российской Федерации
ответственность за ненадлежащее
выполнение указанными органами
возложенных на них задач и
осуществление своих функций в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций.
4. Федеральные органы
исполнительной власти принимают
решения об образовании в пределах
выделенных им ассигнований и
штатной численности подразделений
для решения задач в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы
исполнительной власти, имеющие
специально подготовленные и
аттестованные в установленном
порядке силы и средства для
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используют
их в рамках единой государственной
системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Организации обязаны: а)
планировать и осуществлять
необходимые меры в области защиты
работников организаций и
подведомственных объектов
производственного и социального
назначения от чрезвычайных
ситуаций; б) планировать и
проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования
организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников
организаций в чрезвычайных
ситуациях; в) обеспечивать
создание, подготовку и поддержание
в готовности к применению сил и
средств по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций,
обучение работников организаций
способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований; г)
создавать и поддерживать в
постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных
ситуациях; д) обеспечивать
организацию и проведение
аварийно-спасательных и других
неотложных работ на
подведомственных объектах
производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с
планами предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по
защите работников организаций и
подведомственных объектов
производственного и социального
назначения от чрезвычайных
ситуаций; ж) создавать резервы
финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных
ситуаций; з) предоставлять в
установленном порядке информацию в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также оповещать
работников организаций об угрозе
возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Участие общественных
объединений в ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут
участвовать в мероприятиях в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций в соответствии с
законодательством Российской
Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения,
участвующие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, действуют
под руководством соответствующих
органов управления единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. На органы
управления единой государственной
системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
возлагается ответственность за
решение вопросов, связанных с
перевозкой членов общественных
объединений к зоне чрезвычайной
ситуации и обратно, организацией
размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического,
медицинского и других видов
обеспечения их деятельности в этих
условиях. Участники ликвидации
чрезвычайных ситуаций от
общественных объединений должны
иметь соответствующую подготовку,
подтвержденную в аттестационном
порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных
Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований для
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций могут привлекаться
специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск
и воинских формирований. Порядок их
привлечения определяется
Президентом Российской Федерации в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств
органов внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел
субъектов Российской Федерации при
ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных
ситуаций силы и средства органов
внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел
субъектов Российской Федерации
применяются в соответствии с
задачами, возложенными на органы
внутренних дел законами и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской
Федерации.
Глава IV. Права и
обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Статья 18. Права граждан Российской
Федерации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации
имеют право: на защиту жизни,
здоровья и личного имущества в
случае возникновения чрезвычайных
ситуаций; в соответствии с планами
ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства
коллективной и индивидуальной
защиты и другое имущество органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
организаций, предназначенное для
защиты населения от чрезвычайных
ситуаций; быть информированными о
риске, которому они могут
подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории
страны, и о мерах необходимой
безопасности; обращаться лично, а
также направлять в государственные
органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций; участвовать
в установленном порядке в
мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного
их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций; на
медицинское обслуживание,
компенсации и льготы за проживание
и работу в зонах чрезвычайных
ситуаций; на бесплатное
государственное социальное
страхование, получение компенсаций
и льгот за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации
чрезвычайных ситуаций; на
пенсионное обеспечение в случае
потери трудоспособности в связи с
увечьем или заболеванием,
полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном
для работников, инвалидность
которых наступила вследствие
трудового увечья; на пенсионное
обеспечение по случаю потери
кормильца, погибшего или умершего
от увечья или заболевания,
полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном
для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при
выполнении гражданского долга по
спасению человеческой жизни,
охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и условия
государственного социального
страхования, виды и размеры
компенсаций и льгот,
предоставляемых гражданам
Российской Федерации в
соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, устанавливаются
законодательством Российской
Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций Граждане
Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные
нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций; соблюдать меры
безопасности в быту и повседневной
трудовой деятельности, не
допускать нарушений
производственной и
технологической дисциплины,
требований экологической
безопасности, которые могут
привести к возникновению
чрезвычайных ситуаций; изучать
основные способы защиты населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций, приемы оказания первой
медицинской помощи пострадавшим,
правила пользования коллективными
и индивидуальными средствами
защиты, постоянно совершенствовать
свои знания и практические навыки в
указанной области; выполнять
установленные правила поведения
при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций; при
необходимости оказывать
содействие в проведении
аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
Глава V. Подготовка
населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Подготовка населения в
области защиты от чрезвычайных
ситуаций Порядок подготовки
населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций
определяется Правительством
Российской Федерации. Подготовка
населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях
осуществляется в организациях, в
том числе в образовательных
учреждениях, а также по месту
жительства. Подготовка
руководителей и специалистов
организаций, а также сил единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций для защиты
от чрезвычайных ситуаций
осуществляется в учреждениях
среднего и высшего
профессионального образования, в
учреждениях повышения
квалификации, на курсах, в
специальных учебно-методических
центрах и непосредственно по месту
работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Пропаганда знаний в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций обеспечивается органами
управления, входящими в единую
государственную систему
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, совместно с
общественными объединениями,
осуществляющими свою деятельность
в области защиты и спасения людей,
федеральными органами
государственной власти, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами
местного самоуправления,
организациями. Для пропаганды
знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций могут использоваться
средства массовой информации.
Глава VI. Порядок
финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Финансирование целевых
программ Финансирование целевых
программ по защите населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций, по обеспечению
устойчивости функционирования
организаций осуществляется в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и
законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 23. Финансирование органов
управления, специально
уполномоченных на решение задач в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Финансирование
деятельности постоянно
действующих органов управления,
специально уполномоченных на
решение задач в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов.
Статья 24. Финансирование
мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится за счет средств
организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, средств
федеральных органов
исполнительной власти,
соответствующих бюджетов,
страховых фондов и других
источников. При отсутствии или
недостаточности указанных средств
для ликвидации чрезвычайных
ситуаций выделяются средства
резервного фонда Правительства
Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Статья 25. Создание и использование
резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций Резервы
финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются
заблаговременно в целях
экстренного привлечения
необходимых средств в случае
возникновения чрезвычайных
ситуаций. Указанные резервы
создаются федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также
органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования
указанных в части первой настоящей
статьи резервов и порядок
восполнения использованных
средств этих резервов определяются
законодательством Российской
Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
Глава VII.
Государственная экспертиза, надзор
и контроль в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Государственная
экспертиза в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза
предполагаемых для реализации
проектов и решения по объектам
производственного и социального
назначения и процессам, которые
могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут
влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций,
организуется и проводится
специально уполномоченными
федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в целях
проверки и выявления степени их
соответствия установленным нормам,
стандартам и правилам и
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской
Федерации. В случае необходимости
экспертиза предполагаемых для
реализации проектов и решений по
объектам производственного и
социального назначения и
процессам, которые могут быть
источниками чрезвычайных ситуаций
или могут влиять на обеспечение
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, может
проводиться общественными
объединениями и независимыми
экспертами, а также специалистами
международных экспертных
организаций в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в
области защиты населения и
территорий от чрезвычайных
ситуаций Государственный надзор и
контроль в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций проводятся в
соответствии с задачами,
возложенными на единую
государственную систему
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, в целях
проверки полноты выполнения
мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности
должностных лиц, сил и средств к
действиям в случае их
возникновения. Государственный
надзор и контроль в указанной
области осуществляются
федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и
законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за
нарушение законодательства
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций Виновные в
невыполнении или недобросовестном
выполнении законодательства
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, создании
условий и предпосылок к
возникновению чрезвычайных
ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и
других противоправных действиях
должностные лица и граждане
Российской Федерации несут
дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации -
административную и
гражданско-правовую
ответственность в соответствии с
законодательством Российской
Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Глава VIII.
Международные договоры Российской
Федерации в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Международные договоры
Российской Федерации Если
международными договорами
Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые
содержатся в законодательстве
Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, то
применяются правила международных
договоров Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 30. Вступление настоящего
Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Нормативные акты Президента
Российской Федерации, нормативные
правовые акты Правительства
Российской Федерации,
ведомственные нормативные
правовые акты, законы и иные
нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации,
нормативные правовые акты органов
местного самоуправления
приводятся в соответствие с
настоящим Федеральным законом в
течение двух месяцев со дня его
вступления в силу. Правительство
Российской Федерации в
трехмесячный срок в установленном
порядке вносит в Государственную
Думу Федерального Собрания
Российской Федерации предложения о
приведении законодательства
Российской Федерации в
соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ